Информация Краевого центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

(ГБОУ «Краевой психологический центр»)

Мира ул., д. 285, Ставрополь, 355035.

Тел./факс (8652) 99-23-52. E-mail: kpmpk_minobr@mail.ru

ОКПО 99749358, ОГРН 1072635003022, ИНН/КПП 2635097920/263601001

 

 

 Информационно-просветительское мероприятие для родителей «Давайте слышать»

 

Целевая группа: родители (лица их заменяющие), педагоги образовательных учреждений, социальные работники.

Количество участников группы: данное мероприятие подходит для проведения в группах   от 10 до 50 человек.

Форма работы: групповая.

Методы: лекция-беседа с  элементами социально-психологического тренинга.

Время: 45 минут

Цель. Просвещение  родителей  и специалистов образовательных учреждений, об особенностях, специфике и принципах  работы  Детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером 8 800 2000 122.

Задачи:

  1. Информирование о деятельности Детского телефона доверия;
  2. Формирование положительного имиджа службы Детского телефона доверия у родителей (лиц их заменяющих), педагогов;
  3. Повышение мотивации родителей (лиц их заменяющих) на обращение в службу Детского телефона доверия в случае сложных ситуаций.

1 этап: представление и информирование о теме и целях мероприятия

Цель:  Активизация участников и вовлечение их в беседу.

Рекомендации для ведущего: данный этап осуществляется в следующей последовательности:

— представление ведущего;

— представление  аудитории темы и цели беседы.

2 этап: установление контакта.

Цель: Актуализация имеющихся представлений о работе Детского телефона доверия в данной аудитории.

Инструментарий: 1 ватман (предварительно на котором, написаны вопросы), маркер.

           Участникам предлагается поднимать руки в ответ на вопросы ведущего. Ответы «да»  фиксируются на подготовленном ватмане. На данном этапе участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

 — знаете ли Вы, что у нас в крае  действует Детский телефон доверия?

— кто знает номер Детского телефона доверия?

 — как Вам кажется, нужны ли телефоны доверия?

— как Вам кажется, эффективна ли психологическая помощь по телефону?

— встречалась ли Вам реклама о телефоне доверия?

Далее ведущий обобщает полученные результаты в данной группе и предлагает  поговорить о телефоне доверия подробнее.

3 этап: социально-психологический тренинг с элементами дискуссии.

Упражнение: «Многозначительное доверие»

Инструментарий: 1 ватман (предварительно на котором, по вертикали, написано слово «доверить»), маркер.

Время – 15 минут.

Цель: Упражнение предполагает актуализировать позитивные и негативные ожидания от обращения потенциальных абонентов ДТД.

Инструкция: Сейчас я предлагаю Вам  принять участие в упражнении, которое поможет нам понять, что помогает нам доверять, и что мы ожидаем от доверительного разговора. В упражнении участникам предлагается (Вам необходимо) дать  ассоциацию на  каждую букву слова «Доверить».

Например:

Д — добрый, дружелюбный, думать, доверять, дополнять, докучать и т.п.

О — объединение, оскорбление, ответ, оратор, отчаяние, отличие, оживление, обвинение, обман, оберегать и т.п.

В – вера, врачевать, вариативность, вина, влюбленность, властность, выслушать, выдумать, внимательность,  и т.п.

Е – если-бы, единство, единичность, единодушие, единомышленник и т.п

Р – речь, радость, разлука, ревность, равенство, равновесие, решение и т.п

И – играть, издеваться, ирония, истерика, интерес и т.п.

Т – трудность, тоска, талант, толчок, толерантность и т.п.

Ь – думать, звонить, заблуждаться, горевать, слушать, слышать и т.п.

Рекомендации для ведущего: ведущий включается в обсуждение каждой ассоциации, помогает озвучивать сомнения, тревоги, защитные установки по поводу обращений на Детский телефон доверия. Особое внимание следует обратить на ассоциации, связанные с негативными ожиданиями от разговора. Ведущему необходимо открыто и безоценочно обсудить их с участниками группы.

Сейчас мы поговорили с Вами о доверии, но ведь существует его противоположность – недоверие. Как Вам кажется, что может помешать родителям, порекомендовать обратиться на Детский телефон доверия своему ребенку? (Ведущий поддерживает дискуссию с участниками группы).

Следует особо подчеркнуть, что Детский телефон доверия не может заменить родителей, друзей, близких людей. Это не «служба жалоб» на родителей и учителей, а еще одна возможность детям получить дополнительную профессиональную поддержку и участие.

В первую очередь телефон доверия оказывает экстренную психологическую помощь, работает с чувствами и эмоциями, помогает ребенку найти собственные ресурсы или людей из его ближайшего окружения, которые могли бы ему помочь. Но в некоторых случаях ситуация требует срочного вмешательства третьих лиц: правоохранительных органов, социальных служб. Вмешательство производится только с согласия позвонившего, когда он готов раскрыть свою анонимность, назвать свое имя, адрес.

Рекомендации для ведущего: данная информация используется для ведения диалога.

Что же такое телефон доверия?

Если очень коротко и просто – это скорая помощь для души. Все знают, что если поднимается температура или болит живот нам привычно звонить и звать на помощь врачей неотложной медицинской помощи. А когда болит душа от обиды,  злости, отчаянья или когда просто плохое настроение и кажется, что ты несчастен и одинок – куда звонить, где просить помощи?

Особенно сложно, если это ребенок, и он по каким-то причинам не может обратиться к родителям,  к друзьям или  другим близким людям. В такой сложный момент, на помощь могут прийти консультанты Детского телефона доверия.

Для Российской Федерации это достаточно новый опыт. А вообще первый телефон доверия появился в Великобритании в 1953 году при христианской церкви, для оказания помощи людям с суицидальными намерениями.

Как работает Детский телефон доверия?

 Детский телефон доверия, на территории Ставропольского края, работает ежедневно  с 8.30 до 20.00 часов вечера. Звонки бесплатны как со стационарных, так и с мобильных телефонов.  Это очень важно в настоящее время, так как сейчас из любого отдаленного пункта  Ставропольского края человек может получить экстренную психологическую помощь.

Чем помогает простой разговор по телефону, спросите вы?

Во-первых, разговор с внимательным и добрым собеседником, который никогда не осудит, не поругает и постарается понять твои мысли, поступки, чувства и это уже полдела, в 90 процентах случаев другой помощи может и не потребоваться.

Во вторых, когда человек выговорится и освободится от тревожных и неприятных мыслей и чувств у него появляются силы посмотреть на ситуацию с разных сторон и  увидеть решение или выход из, казалось бы, непростой, безвыходной ситуации.

В-третьих, бывают ситуации, когда ребенок страдает от побоев, унижения и никто не может его защитить.

Одна из основных задач службы — реагировать на обращения абонентов в случаях жестокого обращения с детьми, организовывать и координировать вмешательство «третьих лиц» для защиты прав детей и оказания им необходимой помощи.

Как это у нас происходит?

Звонит ребенок. В первую очередь мы оказываем экстренную психологическую помощь, помогаем ребенку найти собственные ресурсы или людей из его ближайшего окружения, которые могли бы ему помочь. Но в некоторых случаях ситуация требует срочного вмешательства третьих лиц: правоохранительных органов, социальных служб. Вмешательство производится только с согласия позвонившего, когда он готов раскрыть свою анонимность, назвать свое имя, адрес. Наш основной принцип в этой работе — «Не навреди!».

Службой соблюдается очень важные принципы — Принцип конфиденциальности и Принцип анонимности. Ни абонент, ни консультант не обязаны называть себя, сообщать свои личные данные; позвонивший может назваться любым именем или вообще не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется. Информация о факте звонка, само содержание разговора консультанта с позвонившими, может быть передана только в правоохранительные органы.

Так же консультирование по телефону доверия строится еще на  нескольких важных принципах:

  • уважение к каждому позвонившему как к личности;
  • толерантности, заключающейся в том, что взгляды, высказываемые позвонившим, не осуждаются и не критикуются, это позволяет создать комфортные условия для разговора и эффективной работы с проблемой.

Тематика обращений на Детский телефон доверия очень разнообразна. Например, это отношения с друзьями, близкими, отношения в паре, семейные отношения, проблемы воспитания детей, ощущение собственного одиночества. Позвонивший на телефон доверия может заявить любую, беспокоящую его проблему.

4 этап: подведение итогов.

На данном этапе участникам группы предлагается заполнить анонимную анкету.

Примерные вопросы анкеты:

Как Вам кажется, насколько полезна была наша встреча?

Изменилось ли Ваше мнение о Детском телефоне доверия и о телефонах доверия в целом?

Вы бы посоветовали своему близкому обратиться на телефон доверия?

В завершение данного этапа участникам раздаются информационные листовки, в которых указаны контактные телефоны организаций Ставропольского края, оказывающих помощь семье и детям в кризисных ситуациях.